Возврат на предыдущую просмотренную страницу социологических описаний.
Социологические описания реформ 90-х годов в России. Общество. Российский средний класс.
Контекстный поиск социологических описаний с помощью Яндекса:
Содержание:
Представлены описания результатов социологических исследований проблем формирования среднего класса в России в динамике с 90-х годов.
- Беляева Л. А. Российское общество в преддверии рынка: тревоги, ожидания, надежды. // Мир России, 1992, т. 2, № 1, с.. 39-65. Текст статьи. Текст статьи на сайте источника - журнала "Мир России" НИУ ВШЭ. В статье по результатам социологического исследования 1989-1990 годов "Наши ценности сегодня" описаны проблемы вхождения в рыночные отношения работников физического труда и интеллигенции. Обсуждаются также проблемы формирования среднего класса в России начала 90-х годов.
- Горшков М.К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России // Социологические исследования. 2000. №3. С. 4-12. Текст статьи. Текст статьи на сайте источника - Института социологии РАН. Описана методология всероссийского социологического опроса, проведенного в феврале-марте 1999 года, с целью изучения российского среднего класса. Показаны результаты самоотнесения российскими гражданами себя к среднему классу и объективные критерии такого отнесения. Сделан вывод о том, что процесс формирования среднего класса, способного жить в условиях рыночной экономики и демократии, в России идет, хотя и крайне противоречиво. Главное в том, что сама логика осуществления российских реформ - против создания в стране мощного среднего класса.
- Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социологические исследования. 2000. №3. С. 13-22. Текст статьи. Текст статьи на сайте источника - Института социологии РАН. На данных социологических опросов 1998 и 1999 годов и проведённых ранее анализируются мировоззрение и факторы социальной мобильности российского среднего класса. Делается вывод, что в годы реформ характерной особенностью среднего класса стала высокая социальная мобильность, как восходящая, так и нисходящая. Факторами успеха, обеспечивающими приемлемый социальный статус, российский средний класс считает способности; образование; упорный труд; знакомства и связи ("социальный капитал"). Но полагая, что почти всеми своими достижениями в жизни они обязаны самим себе, представители среднего класса заблуждаются.
- Петухов В.В. Политические ценности и поведение среднего класса // Социологические исследования. 2000. №3. С. 23-32. Текст статьи. Текст статьи на сайте источника - Института социологии РАН. На данных социологических опросов 1998 и 1999 годов и проведённых ранее анализируются идентичности, политические ценности и политическое поведение российского среднего класса. Делается вывод, что идеалом среднего класса является общество индивидуальной свободы, но средний класс в целом с сочувствием относится к идее социального государства. Выявлена ориентация среднего класса на ту или иную модель президентской республики. При этом большинство среднего класса себя идеологически ни с каким политическим течением не идентифицирует. Одновременно, в российском среднем классе достаточно высок, хотя во многом и не востребован, потенциал гражданственности.
- Обыденнова Т.Б. Средний класс и его работа // Социологические исследования. 2000. №3. С. 33-41. Текст статьи. Текст статьи на сайте источника - Института социологии РАН. На данных социологического опроса 1999 года анализируется отношение среднего класса к своей работе, степень удовлетворенности различными ее аспектами, особенности производственной деятельности. Делается вывод, что в целом средний класс скорее удовлетворен своей работой, а "интересная работа" выступает весьма значимой ценностью для всех его слоев. Кроме того, предпринимательство стало неотъемлемой и легитимной формой экономической активности в средних слоях российского общества.
- Бызов Л.Г. Уровень потребления и имущественные характеристики среднего класса // Социологические исследования. 2000. №3. С. 42-48. Текст статьи. Текст статьи на сайте источника - Института социологии РАН. На данных социологического опроса 1999 года анализируется соотношение субъективного и объективного подхода в оценках материального положения среднего класса, а также его уровня потребления. Сделан вывод о том, что Можно утверждать, что средний класс начинается там, где прекращается экономия на продуктах питания, покупке остро необходимых предметов домашнего обихода и приеме гостей или родственников. Кроме того, судя по покупкам последнего времени и по стандартам потребления, уровень доходов всех категорий среднего класса заметно выше объявленной ими величины, причем особенно велик разрыв между номинальным и реальным доходно-имущественным положением в верхнем слое среднего класса. В целом, анализ стандартов потребления и образа жизни среднего класса свидетельствует о том, что по этим критериям можно говорить о формировании в современной России социальной группы, более-менее соответствующей среднему классу.
Дополнительно:
- Результаты социологических мониторингов Мониторинговые социологические исследования общественного мнения и оценок реформ 90-х годов XX века: еженедельные, ежегодные и за отдельные годы.
Возврат на предыдущую просмотренную страницу социологических описаний.